
В январе 1953 г. декретом СРР была запрещена деятельность политических партий, функционировавших в период конституционной монархии. Вместо них была сформирована единственная официально разрешенная "Организация освобождения". Новая власть наложила запрет на свободное выражение оппозиционных взглядов. После обнародования в 1956 г. текста новой конституции СРР был распущен, и в результате плебисцита президентом Египта на шестилетний срок был избран единственный кандидат Насер, которого поддержали 99,9% избирателей. В июне 1957 состоялись парламентские выборы. Все кандидаты в депутаты Национального собрания должны были получить одобрение Национального союза, новой организации, пришедшей в мае 1957 г. на смену "Организации освобождения". Политическим противникам режима было отказано в праве участвовать в выборах.
В феврале 1958 Египет и Сирия образовали федерацию - Объединенную Арабскую Республику (ОАР).В сентябре 1961 г. сирийская армия совершила государственный переворот, в результате которого Сирия вышла из состава ОАР.
Президент Насер уделял особое внимание вопросам индустриализации страны, экономического планирования, созданию общественного сектора экономики и повышению жизненного уровня рабочих и крестьян, называя такой курс политикой "арабского социализма". Летом 1962 г. в Каире проходил Национальный конгресс народных сил, который принял Хартию национальных действий. В октябре 1962 г. был издан декрет о создании единственной в стране массовой политической организации - Арабского социалистического союза (АСС), в функции которого входила координация действий с целью претворения в жизнь программы арабского социализма. До 1976 г. АСС оставался единственной легальной политической партией Египта.
Хотя современная политическая система Египта во многом является детищем Абдель Насера, она претерпела ряд изменений в результате деятельности Анвара Садата, который в 1970 г. после смерти Абдель Насера занял посты президента страны и председателя АСС. 15 мая 1971 г. Садат консолидировал власть в рамках так называемой "исправительной революции", направленной против ряда активных соратников Абдель Насера, в первую очередь тех, кто непосредственно участвовал в работе государственного репрессивного аппарата. Многие видные деятели Египта были арестованы или уволены с государственной службы, что означало смену политических ориентиров нового руководства и его отход от принципов арабского единства и арабского социализма. Продолжая свою "исправительную революцию", Садат переименовал страну в Арабскую Республику Египет, Национальное собрание - в Народное собрание и в 1971 г. ввел в действие новую конституцию.
По форме правления Египет - президентская республика с некоторыми элементами парламентаризма. По конституции президенту предоставлены почти неограниченные полномочия и провозглашена свобода прессы и деятельности политических партий. Хотя парламент находился под контролем правящей Национально-демократической партии (НДП), он стал трибуной, с которой оппозиция могла предлагать свои политические платформы.
Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту - Народному собранию, состоящему из 454 членов, из которых 444 избираются на всеобщих выборах, а 10 назначаются лично президентом. Члены парламента избираются сроком на 5 лет. В соответствии с Законом о Народном собрании 1972 г. не менее половины депутатов должны быть рабочими и крестьянами. В его состав входит ограниченное и контролируемое президентскими структурами число представителей оппозиции.
Главой государства и главой исполнительной власти является президент, который избирается на шестилетний срок путем всеобщих прямых выборов. Президент наделен правом назначать вице-президентов и весь кабинет министров, имеет право законодательной инициативы, наложения вето на любой законопроект, роспуска Народного собрания и руководства страной при помощи указов. Президент имеет право принимать на себя обязанности премьер-министра, которым Садат воспользовался в 1973 и 1974 г.г.
В 1980 г. в конституцию была внесена поправка, разрешающая действующему президенту баллотироваться на этот пост неограниченное число раз. Тогда же был создан законосовещательный орган - Консультативный совет (Меджлис-аш-шура), состоящий из 132 членов (2/3 избираются прямым всеобщим голосованием, а 1/3 назначается президентом; половина выборных членов должны быть рабочими и крестьянами). Консультативный совет анализирует законопроекты, политические решения и статьи конституции с точки зрения соответствия принципам построения "демократического социалистического государства со смешанной экономикой".
Исполнительную власть осуществляет также правительство (совет министров), высший исполнительный и административный орган во главе с премьер-министром. Формально правительство ответственно перед Народным собранием и президентом, а на практике полностью подчиняется президенту. Иногда президент совмещает свой пост с должностью премьер-министра.
Египет - высокоцентрализованное государство, разделенное на 26 мухафаз (губернаторств). Их главы - губернаторы назначаются правительством и имеют ограниченные полномочия.
Единственной ветвью власти, сохранившей независимость от президента и правительства, является судебная. Правовая система Египта - смешанная. Вопросы личного статуса (брачно-семейные и наследственные отношения) лежат в русле мусульманского права (хотя шариатские суды отсутствуют), а все остальные - в русле романо-германского права (главным образом французского). В целом египетские суды пользуются репутацией беспристрастных слуг закона.
Судебная система включает суды общие, административные, государственной безопасности. Система общих судов состоит из суммарных судов (в составе одного судьи, занимаются гражданскими спорами, мелкими правонарушениями, преступлениями и проступками); судов первой инстанции (рассматривают апелляции на решения суммарных судов); семи апелляционных судов в крупных городах (рассматривают апелляции по гражданским и уголовным делам на решения нижестоящих судов); Кассационного суда (высшая инстанция в системе общих судов, контролирующая решения апелляционных судов).
Административные суды занимаются разрешением административных споров и рассмотрением исков дисциплинарного характера.
В юрисдикцию Верховного конституционного суда входят конституционный контроль и толкование законов и иных правовых актов, в том числе декретов президента.

Арабская социалистическая партия в 1978 г. была реорганизована в Национально-демократическую партию (НДП), которая стала правящей, поскольку ее руководители занимали командные посты в государственном аппарате, средствах массовой информации, профсоюзах и сельских кооперативах.
Безусловно, создание после 1975 г. оппозиционных политических организаций стало важным событием в политической жизни страны, но отнюдь не означало полной демократии. Так, было решительно ограничено само право создания партий, для чего требовалась санкция правительства. До сих пор легальными остаются лишь партии, сформированные из политических платформ АСС, а партии, созданные на религиозной основе, по-прежнему строго запрещены, что поставило вне закона и популярную религиозно-политическую ассоциацию "Братья-мусульмане".
Национально-прогрессивная (левая) партия (НПП) выступила в качестве национального фронта левых сил, объединившего членов нелегальных коммунистических группировок, независимых политиков, придерживавшихся социалистических убеждений, насеристов и умеренных религиозных деятелей. Партия последовательно выступала против садатовской политики "открытых дверей" и сокращения государственного сектора в экономике. НПП осудила заключение в 1979 сепаратного мирного договора Египта с Израилем, не одобряла ориентацию внешней политики Египта исключительно на США. Выходивший в середине 1980-х годов тиражом 100 тыс. экземпляров партийный орган НПП - еженедельник "Аль-Ахали" ("Люди") пользовался популярностью в стране. Несмотря на то, что в середине 1980-х годов среди депутатов Народного собрания не было представителей НПП, она превратилась в общенациональную авторитетную политическую организацию. На последних парламентских выборах, проведенных в октябре-ноябре 2000 г., кандидаты от НПП (партии Тагамму) завоевали 6 мандатов.
Либерально-социалистическая партия (ЛСП) так и не сумела выработать собственную независимую позицию и рассматривалась многими наблюдателями в качестве созданной и контролируемой правящим режимом "искусственной оппозиции". Либеральным социалистам на выборах 2000 г. удалось получить лишь одно парламентское место.
Социалистическая партия труда (СПТ) на начальных этапах также выступала в роли лояльной оппозиции. Исторические корни связывали руководство партии с существовавшим в 1930-е годы движением "Молодой Египет" и его преемником в начале 1950-х годов - Социалистической партией. Идеология СПТ включала сочетание принципов арабского национализма с умеренными социалистическими идеями. После 1980 г. партия все чаще выступала с резкой критикой режима Садата. Ее главным козырем в политической борьбе была популярность издаваемого партией еженедельника "Аш-Шааб" ("Народ"). В последние годы СПТ поддерживает исламистские движения.

Руководство Нового "Вафда" заявило о том, что их партия является историческим преемником прежнего "Вафда" - старейшей политической партии Египта, деятельность которой была запрещена после июльской революции 1952 г.. Во главе Нового "Вафда" встал один из старейших деятелей "Вафда" Фуад Сираг ад-Дин, который входил в состав руководства партии еще до ее запрета. Партия представляла интересы той части египетских предпринимателей, которая не была связана ни с армией, ни с государственным сектором экономики и выступала за введение свободного рынка. Благодаря тому, что партия "Вафд" всегда ассоциировалась в массовом сознании с парламентской демократией, либерализмом и секуляризмом, в середине 1980-х годов Новый "Вафд" превратился в ведущую оппозиционную силу страны.
Поскольку правительство не пошло на признание "Братьев-мусульман" в качестве политической партии, на выборах в Народное собрание в мае 1984 они выступили единым избирательным списком с Новым "Вафдом".
В середине 1980-х годов ассоциация "Братьев-мусульман" была довольно популярна среди населения. Однако единственной исламской организацией, получившей от правительства право на легальное существование, стала партия "Аль-Умма". Это дало повод многим воинствующим последователям Аллаха считать ее "карманной" и не отвечающей истинному духу исламского политического движения. На парламентских выборах 1995 партия "Аль-Умма" не завоевала ни одного места. В 2000 г. в парламент вошли в качестве независимых депутатов 17 членов ассоциации "Братьев-мусульман" и 2 исламиста.
На выборах 1995 Новый "Вафд" и "Братья-мусульмане" вместе завоевали 58 мест в парламенте, что позволило их альянсу стать единственной оппозиционной фракцией в Народном собрании. В 2000 г. в парламент вошли 2 депутата от объединения сторонников идей Насера (насеристов), к ним примкнули 5 независимых депутатов.
Подавляющее большинство голосов на парламентских выборах 2000 г. завоевали депутаты правящей НДП. Среди независимых депутатов 14 не присоединились ни к одной из политических партий. В составе парламентского корпуса, сформированного в 2000 г., только 3% депутатов принадлежат оппозиционным партиям.
Внешняя политика
На проходившей в 1955 в Бандунге Конференции неприсоединившихся стран Абдель Насер стал одним из главных инициаторов политики "позитивного нейтралитета", сутью которой являлся отказ от блокирования с США и СССР при сохранении резко отрицательного отношения к колониальной политике. Идеи позитивного нейтралитета и арабского единства составляли суть внешней политики Египта при Абдель Насере.
США рассматривали позитивный нейтралитет как политический курс в интересах СССР. Хотя Абдель Насер считался антикоммунистом и его служба безопасности нередко арестовывала и подвергала пыткам египетских коммунистов, он пошел на сближение с Советским Союзом после отказа США предоставить Египту военную и экономическую помощь. После поражения в войне с Израилем в июне 1967 г. Абдель Насер стал в еще большей степени опираться на поддержку Москвы.
После выдворения из страны в июле 1972 г. советских военных советников Анвар Садат почти прекратил все связи с СССР. К 1974 г. Египет переориентировал свой внешнеполитический курс на США. Когда в 1979 г. при посредничестве США был подписан мирный договор с Израилем, все арабские страны, за исключением Судана и Омана, разорвали с Египтом дипломатические отношения. В 1984 г. Иордания восстановила дипломатические отношения с Египтом. Хотя в середине 1980-х годов отношения Египта с Марокко и Ираком улучшились, правительства этих стран вторично не аккредитовали своих послов в Каире.
После вступления в должность президента Египта Хосни Мубарака в октябре 1981 г. наметилось улучшение отношений Египта с другими арабскими странами и некоторое охлаждение отношений с Израилем, особенно после вторжения израильских войск на территорию Ливана в 1982 г.. Тем не менее Мубарак подтвердил готовность соблюдать условия Кемп-Дэвидского соглашения между Египтом и Израилем.
Всенародный референдум узаконил избрание в 1987 г. Мубарака Народным собранием на второй шестилетний президентский срок, в 1993 - на третий, а в 1999 - на четвертый.
Но в январе - феврале 2011 года в стране прошла серия уличных демонстраций в Каире, Александрии и некоторых других городах Египта, приведшая к отставке сначала правительства, а затем и президента Хосни Мубарака. Основные требования митингующих: отмена чрезвычайного положения, введенного в стране с 1981 года после убийства президента Анвара Садата, борьба с безработицей, увеличение минимальной заработной платы, решение накопивших проблем: нехватки жилья, роста цен на продовольствие, отсутствия свободы слова и низкого уровня жизни. По мнению многих аналитиков основной причиной волнений стало бессменное почти 30-летнее нахождение у власти одного клана. Передать же власть своему преемнику-сыну Мубараку оказалось не суждено.
После отставки Мубарака власть в Египте перешла Высшему совету Вооружённых сил во главе с генералом Тантави, который приостановил действие конституции и распустил парламент. Премьер Шафик временно сохранил свои полномочия вплоть до формирования нового правительства.