Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных.
Фетишизм в Египте передавался из поколения в поколение с древнейших времен, культ животных, их обожествление в династическом Египте в течение тысячелетий восходит и к додинастическому тотемизму.
Египетские религиозные храмы были не только местами исполнения религиозного культа: они в такой же мере были центрами социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни. В эпоху Среднего Царства и в период царствования египетских императоров храмы в качестве главенствующей архитектурной формы превзошли пирамиды. Карнакский храм по занимаемой им территории превосходил любое из известных культовых зданий. Как и в пирамидах, абсолютная величина храмов воплощала несокрушимость, символически выражая бессмертие фараона, государства и, наконец, самой души.
В период расцвета храмовой архитектуры, около 1500 г. до н. э. храмы обычно окружались несколькими массивными сооружениями, а вдоль широкой аллеи, которая вела на их территорию, стояли рядами сфинксы, выполнявшие роль стражей. Все могли входить в открытый двор, но только немногие жрецы высшего ранга могли проникать во внутреннее святилище, где в раке, хранящейся в лодке, находилась статуя бога. Ежедневные церемонии в храмах включали в себя воскуривание жрецами благовоний на территории храма, затем пробуждение, умывание, умащивание благовониями и одевание статуи божества, жертвоприношение жареной пищи, затем повторное опечатывание святилища до следующей церемонии. Вдобавок к этим ежедневным храмовым церемониям во всем Египте регулярно проводились праздники и фестивали, посвященные различным божествам. Фестиваль часто устраивался в связи с завершением какого-либо сельскохозяйственного цикла. Статуя божества могла быть вынесена из святилища и торжественно пронесена по городу, а возможно, ей приходилось и наблюдать за празднеством.
С давних пор символом Египта являются мумии. Согласно египетской философии, жизнь состояла из постоянно чередующихся процессов жизни и смерти, напоминая как бы шагающего человека, который шел по дороге жизни и смерти, в конце которой стоял Амон-Ра, Мировая Душа, с которой человек мечтал слиться воедино. Для достижения этого обязательным условием являлась мумификация, корни которой находятся в египетской мифологии, где повествуется о мумификации тела Осириса богом Анубисом и Исидой. Сама мумия помещалась в сложно устроенное сооружение, состоящее из четырех часовен, олицетворявших космические измерения, саркофага и трех гробов. В этом сооружении умерший якобы путешествовал по жизни и смерти, имея защиту от ветров астрального мира. Египетские жрецы были авторами многих оккультных наук и направлений, при помощи которых творили великие знамения. Не удивительно, что на протяжении 2000 лет они удерживали народ в страхе и повиновении. Знания, исходящие из мрачного источника, не могли принести счастье народу, жизнь которого напоминала скорее существование запрограммированных роботов. Люди по указке жрецов вставали, ложились, шли в храм, работали, радовались, плакали. Весь их образ жизни, благодаря религии, был окутан мистицизмом и оккультизмом. От человека требовалось лишь во всем слепо повиноваться воле жрецов, которые заботятся не только об этой, но и о загробной жизни людей.
Когда весной 334 г. до н.э. Александр Македонский со своим сравнительно небольшим войском переправился через Дарданеллы на Азиатский материк, ни сам он и никто из его спутников не сознавали, что это событие открывает новую эпоху в истории человечества, известную в науке под названием эпохи эллинизма. В результате систематических и длительных контактов эллинской культуры и эллинского склада жизни с культурами народов древнего Востока и их складом жизни сложилась культура эллинизма, эллинистические общества и государства. Египет - классическая страна эллинизма. Процесс эллинистического синтеза начался в Египте до Александра, в VI-V вв. до н.э., когда на территории древней страны фараонов с разрешения этих последних возникли первые поселения греков. Завоевание же Египта Александром Македонским и основание Александрии внесли в этот процесс небывалую активность. Концом эпохи эллинизма можно считать установление в странах древнего Востока господства Рима, но концом условным.
В 381 г. н.э., при Феодосии, в Константинополе был созван Второй вселенский собор, объявивший христианство в его никейской форме государственной религией всей Римской империи, и началось повсеместное искоренение остатков язычества. В 385 г. н.э. в Александрии был разгромлен храм Сараписа и сожжена часть Александрийской библиотеки.
Накануне прихода арабов гнет византийцев был ненавистен населению Египта. На то были как фискальные, так и религиозные причины. В финансовом отношении Константинополь обескровливал эти провинции, поскольку византийское государство нуждалось в деньгах для оплаты наемников. Эти наемники должны были противостоять варварам на Севере, империи Сасанидов на Востоке: в начале VII в. персы возобновляют свои завоевательные походы. Они угрожают Александрии и даже Константинополю (в 622 г.). Раздраженность населения усиливается после Халкедонского собора и в эпоху Экфесиса 638 г. императора Ираклия, когда он провозгласил монофелитство государственной религией, стремясь прекратить споры о множественности природы и воли Христа. Таким образом, арабское завоевание, по существу, представляется как освобождение. Арабов встречают как освободителей, поскольку они предоставляют каждому свободу веры. Более того, чтобы добиться расположения коптов, арабы в Египте отдают им христианские храмы... Начинается распространение ислама.
По статистическим данным, в настоящее время подавляющее большинство египтян - порядка 90 % населения - придерживается мусульманской веры (остальные 10% - коптские христиане). Наиболее распространенный перевод слова "ислам" звучит как "все от бога". Эта религия была основана городе Мекка (территория современной Саудовской Аравии), человеком, который по происхождению был купцом, а имя носил длинное и затейливое - Абу аль-Касим Мухаммед ибн Абд Аллах ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим. Сегодня его знают как Мухаммеда, пророка Аллаха. Мухаммед родился в 570 г., и только в 610 г., когда он уже был почти пожилым человеком, ему были ниспосланы божественные откровения, из которых был составлен Коран - священная книга мусульман. Последователи пророка верят, что именно в Коране самым непосредственным образом запечатлено послание бога к людям.
Ислам имеет много общего с христианством и иудаизмом. Согласно представлениям мусульман, откровение к Мухаммеду пришло через архангела Джебраила, (в христианской традиции - Гавриила). Адам, Моисей, Иисус Христос и его мать Мария считаются в исламе священными фигурами наравне с Мухаммедом. Христиане и иудеи не признали в Мухаммеде истинного пророка, и потому он сделал ислам самостоятельной религией, которая, впрочем, признает христианское и иудаистское вероучения как своих предшественников. Тем не менее, несмотря на явную генетическую связь с двумя другими величайшими монотеистическими религиями, ислам в корне расходится с ними в ряде важных вопросов. Так, например, мусульмане отрицают божественное происхождение Иисуса Христа, считая его простым смертным, хоть и пророком.
Ислам как мировая религия оказывает гораздо более жесткое влияние на общество в смысле его светских законов, чем христианство. В конституции страны ислам провозглашен государственной религией. В Египте существует свод норм мусульманского права - шариат, принципы которого утверждены в качестве основы законодательства. Начиная с 1956 мусульманские религиозные суды стали составной частью государственной судебной системы. В юрисдикции мусульманских и коптских религиозных судов находятся все вопросы гражданского состояния: брачно-семейные и наследственные отношения.
Впрочем, в Египте шариат представлен в довольно мягкой форме: здесь давно отказались от строгих наказаний типа отрубания руки за воровство. Делаются попытки сблизить шариат и современное законодательство.
Со времени образования сунны пошло начало разделения ислама на два направления: приверженцы первого из которых называются сунниты, а второго - шииты. Большинство населения - сунниты. И в религиозном, и в политическом смысле шииты настроены более радикально.
Основу мусульманского вероисповедания составляют так называемые столпы, всего их пять:
- исповедание веры посредством произнесения формулы "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его "
- намаз - ежедневная молитва, повторяемая пять раз в течение дня. Верующие молятся, обратясь лицом в сторону Мекки
- раздача милостыни нуждающимся
- пост в течение месяца рамадана
- паломничество в Мекку. Каждый мусульманин, имеющий физическую и финансовую возможность, должен предпринять его хотя бы раз в жизни. Исполнение этой заповеди затруднено в связи с тем, что город Мекка мал, а желающих попасть туда много.

Арабское слово "купт", европеизированное - "копт", происходит от греческого "эгиптос". Копты считают себя потомками первых египетских христиан, населявших долину Нила. Местом зарождения христианства в Египте была Александрия, откуда оно быстро распространилось по стране с основанием анахоретских и монашеских общин. Копты придерживались мнения, что Иисусу Христу присуща только одна природа - божественная, а не две - божественная и человеческая. После того как Халкидонский Вселенский Собор в 451 г. осудил монофизитство как ошибочное учение, коптская церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.
Во главе коптской церкви стоит патриарх, резиденция которого находится в Александрии. Копты прилежно молятся и постятся (отказываются от мяса и молочных продуктов). Их литургия близка к православной традиции.
Таким образом, одно из самых распространенных заблуждений - то, что Египет стопроцентно мусульманская страна. Действительно, большинство египтян - мусульмане суннитского толка. Но примерно каждый десятый египтянин - христианин (копт). В Египте более 50 действующих коптских монастырей, имеющих тысячелетнюю историю, египетские христианские храмы имеются во всех основных городах Египта.
Египтяне очень терпимы в вопросах религии. Не зря христианство и ислам имеют большую историю совместного существования. Традиционно отношения между мусульманским большинством страны, египетскими коптами и евреями отличались дружелюбием и терпимостью.