Конституция 1971 года содержит общую норму, которая допускает процедуру изменения, то есть Конституция является относительно неизменяемой (ст.189 Конституции), она же содержит положения о том, что в Конституции есть абсолютно неизменяемые нормы, связанные с республиканским строем, свободой и равенством. Несомненно, что придание Конституции качества неизменности, повлекло за собой формальное главенство всех ее норм. Эта особенность сделала возможным осуществление конституционного контроля за отраслевыми законами.
Ст.189 действующей Конституции гласит: "Президент республики и Народный Совет имеют право требовать изменить одну или несколько статей Конституции. В требовании об изменении необходимо указать статьи, которые нужно изменить и причины этого изменения. Если требование исходит от Народного Совета, необходимо, чтобы оно было поддержано не менее, чем третью его членов."
В большинстве случаев решение об изменении принимается большинством членов Народного Совета. В том случае, если требование отклоняется, то оно не может быть повторно рассмотрено в течение года. Если Народный Совет повторно через два месяца одобрит основание изменения двумя третями своих членов, то вопрос об изменении выносится на всенародный референдум. И если референдум одобрит изменения, то они считаются обязательными с даты объявления результатов референдума.
Таким образом, процедура изменений состоит из трех (3) этапов:
- предложение об изменении (вносится президентом республики и третью членов Народного Совета);
- процедура изменения (большинством членов Народного Совета, 2/3 членов для утверждения изменений);
- утверждение изменений (одобрение народом на всеобщем референдуме).
Конституции 1956, 1964 г.г. указывали, что государственной религией является Ислам. Конституция 1923 года в ст.12 закрепляла свободу вероисповедания. Однако ни одна из Конституций не закрепляла того, что положения исламского шариата являются главным источником права. Это сделала Конституция 1971года, ст. 2 которой гласит: "Ислам является государственной религией, арабский язык - официальный государственный язык, принципы исламского шариата - главный источник права." Таким образом, шариат, как источник права, лежит в основе других источников (законодательство - обычай - общеправовые принципы - судебная практика). Нужно отметить, что слово "шариат" упоминается в этой статье в широком смысле по отношению как к конституционному, так и к обычному законодательству.
Понятие экономического режима государства было впервые введено в Конституцию 1964 года. Ст.9 Конституции гласит: "Экономическая основа государства - социалистический строй, который запрещает любую форму эксплуатации и заключается в построении социалистического общества, основанного на справедливости." Эти же положения были закреплены и в действующей Конституции (с некоторыми изменениями в формулировке) в ст.4, которая гласила: "Экономическая основа Арабской республики Египет - социалистический строй (социализм), основанный на справедливости, препятствующий эксплуатации и направленный на ликвидацию различий между слоями населения". В соответствии с изменениями 1980 года, эта статья была изменена: к понятию "социалистический строй" было добавлено слово "демократический". В настоящее время эта статья подвергается критике со стороны большинства юристов: государство находится на этапе перехода к экономике свободного рынка, согласно экономическому плану государства и специализации.
Понятие "Арабский социалистический союз" было введено в Конституцию 1964 года. Ст.4 гласит: "Для осуществления представительской власти народа, защиты завоеваний революции и защиты демократии альянс трудящихся сил: крестьян, рабочих, военнослужащих, интеллигенции и национального предпринимательства - формирует Арабский социалистический союз".
Термин "Арабский социалистический союз", как единая политическая организация государства, был повторен в Конституции 1971 года в пятой (5) статье. Однако после политической реформы 15 мая 1971 года Арабский социалистический союз распался на несколько организаций и партий по трем (3) направлениям:
- Центр представлен Арабской социалистической партией Египта;
- Правое крыло - партией свободных социалистов;
- Левое крыло - объединенным прогрессивным национальным блоком.
Законодательная власть представлена в Египте двумя высшими органами государственной власти - Народным Советом и Консультативным советом (Советом - Шура).
Согласно ст.36 Конституции 1971 г., Народный Совет представляет законодательную власть, он определяет генеральную политику государства и общую программу экономического и социального развития страны, утверждает государственный бюджет, а также осуществляет надзор за деятельностью исполнительной власти. Народный Совет избирается непосредственно гражданами, и срок его полномочий, согласно ст.92 Конституции и ст.4 Закона "О Народном Совете", пять лет, начиная со дня первого заседания Совета.
Ст.87 Конституции Египта 1971г. определяет число членов Народного Совета: их должно быть не менее 350 . А закон о Народном Совете 38 1972г. в ст.1 устанавливает их количество в размере 444 членов, причем, не более 10 из них может назначить президент страны. Ст.1 данного Закона установила также, что не менее половины членов Совета должны быть представителями рабочих и крестьян. А ст.2 Закона дает определение крестьянина и рабочего. Там говориться, что крестьянином является тот, чьей единственной профессией является землевладение, это человек, проживающий в деревне, и в его собственность (совместно с женой и детьми) должно входить не более 10 соток земли. В этой же статье дается определение рабочего. Рабочим считается тот, кто занимается физическим или умственным трудом в промышленной, аграрной или управленческой области. К тому же этот человек должен жить в основном за счет дохода от своего труда.
Членами Народного Совета могут быть граждане Египта, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым Законом "О Национальном Совете" 38 1972 г. Эти требования:
- быть египтянином по отцовской линии;
- быть включенным в один из списков избирателей;
- достигнуть тридцатилетнего возраста ко дню выборов;
- уметь читать и писать;
- выполнить армейскую службу или быть освобожденным от службы в соответствии с законом.
В отношениях с законодательной властью Президент определяет генеральную политику государства. В выступлении на первом заседании Народного Совета он вправе также делать любое заявление перед Народным Советом (ст.132). Президент республики может созвать Народный Совет на внеочередное заседание при необходимости и объявляет закрытие внеочередного заседания (ст.102). Что касается сессионной работы, то президент должен пригласить Народный Совет на первое ежегодное заседание до второго четверга ноября. Народный Совет должен собраться в назначенный выше срок, даже в случае отсутствия приглашения Президента (ст.103). Президента имеет право назначить не более 10 членов Парламента.
Одним из наиболее важных полномочий Президента в отношениях с Парламентом является его право принимать решения, обладающие силой закона, в случае отсутствия Народного Совета. При этом Президент должен ознакомить Народный Совет с этими решениями в течение 15 дней с момента их принятия или на первом заседании парламента (в случае роспуска или приостановки его заседаний (ст.147)).
Ст.148 Конституции устанавливает, что Президент объявляет чрезвычайное положение в соответствии с Законом и должен проинформировать об этом Национальный Совет в течение 15 дней. В случае же роспуска Парламента Президент должен объявить об этом новому Национальному Совету на первом его заседании. Срок чрезвычайного положения должен быть ограничен, его продление должно быть согласованно с Парламентом. Президент обладает также правом помилования. Амнистия может быть объявлена только Законом. Президент является главнокомандующим вооруженных сил (ст.150). Он объявляет войну с согласия Народного Совета.
Полномочия Президента в сфере внешней политики определены в ст.151 Конституции. Он заключает международные договоры и должен их представить Народному Совету с необходимыми объяснениями. Договоры обладают силой закона после их опубликования. Все договоры, касающиеся мира, торговли, мореплавания, союзнические, а также те, которые требуют изменения территории государства, или те, которые касаются государственного суверенитета либо требующие расходов, не предусмотренных в бюджете, должны заключаться с согласия Народного Совета.
Глава государства - действующий президент Махаммад Хосни Мубарак с 1981 г. (ушел в отставку в феврале 2011 года).
Конституция в ст.153 определяет Правительство как высший исполнительный и административный орган государства. Оно состоит из Председателя Совета министров и его заместителей, а также министров и их заместителей. Эта же статья возлагает на Председателя Правительства задачу наблюдения за работой Правительства.
Ст.134 Конституции указывает, что министром либо заместителем министра может быть гражданин Египта, достигший 35 летнего возраста (как минимум), обладающий всеми гражданскими и политическими правами. В функции Правительства входит:
- определение (совместно с Президентом) генеральной политики государства и наблюдение за ее исполнением в соответствии с законами и республиканскими решениями;
- направление работы министерств и ведомств, а также различных учреждений, которые непосредственно относятся к Правительству;
- принятие административных и исполнительных постановлений в соответствии с законами и наблюдение за их выполнением;
- разработка законопроектов и постановлений;
- разработка государственного бюджета;
- разработка генерального плана государства;
- определение займов в соответствии с положением Конституции;
- обеспечение исполнения законов и государственной безопасности, а также защита прав граждан и интересов государства (ст.156).
После отставки Мубарака в феврале 2011 года власть в Египте перешла Высшему совету Вооружённых сил во главе с генералом Тантави, который приостановил действие конституции и распустил парламент. Премьер Шафик временно сохранил свои полномочия вплоть до формирования нового правительства.